Как жить и получать от этого удовольствие?

Сайонара и печорин



Еще один фильм про печорина.

А то многие решили, что признак печорина - маргинальность.

Совсем нет.

Маргинальным может быть и онегин. Даже в классике он такой отчасти - непонятный, непризнанный, но жаждущий самоутверждения.

Множество онегиных живут на мамину пенсию и играют в компьютерные игры, где они - супергерои и мир от них без ума.

Признак онегина - не социальная реализация, а корона и внешний локус (слияние границ).

У печорина нет короны (если корона есть - нет печорина) и внутренний локус (самоуважение и опора на себя). У них есть деструкция, но она не в личностной сфере (не в структурной, не с самооценкой и границами связанной), а в этической (там, где личность - часть социума).

Поэтому печорины могут быть как маргинальны (асоциальны), так и нормально интегрированы в социум. Если так вышло, что их профессия нравится им, но и полезна социуму, они будут вполне реализованы, и все равно печорины. Печорины и богаты даже бывают, имеют большие зарплаты и даже солидный бизнес. То есть отшельничество - точно не признак печорина. Маргинален скорее казанова, он язычник и социальная конкуренция не очень ему интересна. Хотя и казанова может быть неплохо вписан в социум в силу разных обстоятельств. Но казановы чаще хиппи, а печорины - совсем нет.

Очередной фильм про печорина я уже упоминала, но в другом немного контексте.

Это "Сайонара" (1957, Д. Логан) с Марлоном Брандо. Брандо всегда играл печориных (лучших печориных) и сам им был по жизни. Но в этом фильме - настолько типичная печоринская история, что его стоит посмотреть всем, кто хочет понять этот феномен.

Герой фильма - американский офицер в звании капитана, летчик Лойд Грувер.



Это - сын генерала, который в юности хотел отказаться от военной карьеры и стать актером, но передумал. Ни отец-генерал, ни мать не стали давить на него, когда она изъявил желание уйти в театр (в отличие от самого Марлона, отец которого был категорически против актерской карьеры) и согласились с его выбором. Поэтому Лойд подумал и остался в армии.

Здесь уже проявляется печоринская независимость. Он хочет делать то, что считает нужным, давить на него бесполезно, но если не давить, вполне возможно, что он сам сделает тот выбор, который понравится всем. В данном случае Лойд выбирает армию, как и лермонтовский печорин, ему нравится война, там нескучно, опасно и есть где проявить силу духа. Среди печориных было много героев. А вот в мирное время у них тоска.

В начале фильма Лойд бомбит неприятельские самолеты, у него легкая апатия от того, что он не видит в этом личного смысла.

Служение Родине для печориных - пустой звук, личная доблесть - да, интересно. Еще большая апатия его настигает, когда его переводят в штаб, в Японию, поскольку будущий тесть, тоже генерал, планирует его свадьбу со своей дочкой. Дочка - невеста Лойда с самого детства, он привык к мысли, что женится на ней. Печорины женятся по расчету иногда, почему бы и нет. Им это скучно как и все остальное, но если женщина достойная, партия выгодная и она сама очень любит их, они нередко идут на это. Невеста щипцует Лойда, тот то грубовато шлангует, то отнекивается. Лойд не отказывается жениться, но не торопится с этим, скорее даже оттягивает этот унылый момент, в надежде не подкинет ли жизнь чего-то поинтересней.

И жизнь подкидывает.

Он слоняется по Японии с однообразно мрачной физиономией (кто хочет посмотреть на печориных в типичной печоринской апатии, посмотрите на Марлона в роли Лойда до того, как он встречает Хана-оги) и разглядывает японские причуды с полубезразличным любопытством, почти зевая.

Но здесь он видит ее. Приму японского женского театра.



Увидев Хана-оги Лойд сразу же просыпается.

Кто хочет увидеть резкий момент пробуждения печоринского потока (хотя он и у Акселя у Кустурицы был резким) посмотрите на Лойда, когда он смотрит первый спектакль с участием Хана-оги. Мрачное лицо, каким оно было первую треть фильма, озаряется ослепительной улыбкой, глаза наполняются блеском. Он смотрит на нее так, будто она - это лучшее, что он до сих пор видел. Он сияет от удовольствия.

Вот гифка. Лойд впервые смотрит выступление на сцене Хана-оги.



А дальше начинается то, что так любят поминать рапунцели в башне. Та самая печоринская осада.

Хана-оги не желает разговаривать с ним, а Лойд постоянно караулит ее на мосту, по которому она идет в театр и из театра.

Вот так рапаны представляют себе печоринский напор. Причем рапаны обоего пола так представляют. Рапаны мужского пола считают, что если они будут липнуть, это и будет печоринским напором. Но есть существенная разница.

Башня Хана-оги была не из-за короны, а по объективным причинам. Прима женского театра не могла общаться с мужчинами, тем более американским офицером. А личная история примы, в которой амерканские самолеты разбомбили дом ее отца и ее близкие погибли, делала дружбу с американским летчиком тем более невозможным.

Тем не менее Хана-оги сразу же обратила внимание на печорина в голубой форме и между ними началась схватка, в которой Лойд направлял свой поток на Хана-оги, а та ему с одной стороны противостояла, но с другой стороны каждый раз ждала, придет ли офицер под мост, и искала его глазами. В общем оба растили фигуры друг друга и влюблялись в друг друга на небольшой дистанции.

В конце концов Хана-оги не выдержала.



Она согласилась прийти в дом к солдату Лойда и его японской жене и призналась Лойду в любви. Своей прямотой и искренностью она поразила его, он был по-настоящему тронут, хотя и до этого был уже влюблен.

Помог росту значимости Лойда то, что всегда помогает печориным. Хана-оги узнает, что Лойд был смел и независим, поддержал своего солдата, женатого на японке, хотя это очень не одобрялось руководством, был свидетелем на его свадьбе и очень нежно поцеловал его невесту. Независимость и смелость всегда пленяют женщин (а кого нет?) и поэтому не влюбиться в настоящего печорина женщине практически невозможно.

Они начинают встречаться, и никакой скалы у этого печорина не случается.

В этом фильме - цикл полной разморозки. Но не нужно думать, что нигде нет намека на скалу. Такие намеки есть, только Хана-оги эту скалу заведомо обходит.

Во-первых, она занята своим делом, и Лойд всегда наблюдает ее немного со стороны и восхищается ею.

Во-вторых, она настолько независима, что когда Лойд шутит, что после ее ухода хочет расслабиться с другими девушками, весело желает ему не скучать. У нее в принципе нет щипцов, ее любовь имеет ровный поток, без порогов и ярусов. Ее не много и не слишком мало, а в самый раз.

В-третьих, когда Лойд заговаривает о возможной женитьбе, Хана-оги сообщает ему, что ему не стоит бросать армию, а она не сможет бросить театр. У них - разные дороги, поскольку она вынуждена выполнять долг перед семьей.

Холодность возлюбленной отталкивает Лойда поначалу, однако он понимает, что дело не в недостатке ее любви.

Вот как он смотрит на нее после ее отказа, размышляя о своей и ее значимости и о своей дальнейшей стратегии.



Ну и последняя сцена - совершенно прекрасна.

Все, как появляется Лойд в Токио, как он входит к Хана-оги и все, что он формулирует ей, идеально с точки зрения динамики СЗ.

Он просит сказать ему, любит ли она его, он говорит, что если нет, он смирится с этим и больше не приедет в Японию, но если да, он увезет ее с собой в Америку и они будут вместе. Видя смятение Хана-оги, он не тянет ответ, а говорит, что подождет за дверью. Она переодевается и выходит, чтобы лететь с ним. Без лишних слов.

Если вы не видели этот фильм, посмотрите. Там много интересных и важных моментов, которые на словах не опишешь, надо видеть.

А может быть кто-то уже успел посмотреть, когда я упоминала его раньше?


Источник: Сайонара и печорин
Автор:
Теги: кино Психоалхимия америка армия бесполезный бизнес весело

Комментарии (4)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Ольга Мириевская 
Как плохо написана эта статья!
Натали Бендербей
так запутано.ходите прямыми путями,пишите ясно,кратко и будет вам счастье.
Alexandra Larkina 
В итоге скатились на пересказ фильма. А начинали неплохо...
Раиса Харко
Горе от ума... Претензия на кинокрикатессу?
Написать комментарий:
Напишите ответ :

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства