Вот любят некоторые пристыдить современных мам могучим призраком советского прошлого – работающей матерью. Мол, и не стыдно вам, бездельницам, рассказывать о своей тяжелой женской доле? Вот было время, когда женщины и по десять детей рожали, и в тазу белье стирали, и по воду к колодцу ходили. И не жаловались, между прочим. А бодро строили светлое будущее. А теперь что?
Тазы с хлюпающей в них грязной жижей отправлены на свалку истории, уступив место стиральным машинам. Роботы-пылесосы и мультиварки помогают женщине во всем, вплоть до исполнения супружеского долга. Нет, продолжаются песни о тяготах материнства.
А если серьезно, неужели вы не видите разницу между материнством 1950-х-70-х годов, к примеру, и современным обязанностями хорошей мамы?
Круглосуточные ясли
Начну, пожалуй, с круглосуточных яслей и детсадов, в которых провела несколько самых нежных лет своей жизни с понедельника по пятницу некоторая часть советских младенцев. В наши дни необходимость отдать ребенка в круглосуточные ясли воспринимается как трагедия. В то время это было нормальным решением проблемы. Да и другие были не сильно лучше.
Многие женщины старшего поколения могли бы рассказать о зловещей практике, которой пользовались матери, когда им надо было уйти. Ребенок выкладывался на пол и привязывался к ножке стола, чтобы никуда не уполз и не потравмировался. Немного лучше альтернативой была нянька, которую обычно, в целях экономии средств, нанимали из девочек подросткового возраста или глубоких пенсионерок. Иногда роль няньки выполняла сердобольная соседка, или «выписанная» из деревни бабушка.
Воспитание всем двором и ключ на шее
Еще одна повсеместная практика – это «воспитание двором», когда ребенок находился весь день на свободном выгуле, а домой приходил кормиться, спать и учить уроки. Часто все это делал он один, а уставшая на работе мать приходила поздно, и никаких эмоций по поводу чада не проявляла, кроме разве что пары подзатыльников. Ребенок сам учился о себе заботиться, грел сваренные на неделю щи, делал себе бутерброды и яичницу.
Уроки, которые можно делать самому
Уроки тоже рассчитывались на силы самого ребенка, а не всей его родни до пятого колена, как сейчас. Никому и в страшном сне не пришло бы в голову, что чадо может в 11 вечера сообщить о том, что ему нужно сделать макет Саратова в натуральную величину или сшить костюм фаршированного бобра. Никто не требовал от третьеклассника распечатанный на 20 листах А4 доклад о проблемах современных социальных сетей. Все это – изобретения наших дней, от которых у «железных мам» волосы бы на голове встали дыбом.
Отсутствие проблем с ЕГЭ
Я сейчас не готова оценивать ЕГЭ с точки зрения качества знаний, остающихся у детей при таком способе контроля. В нем есть свои плюсы и минусы, и если ЕГЭ послужит хотя бы минимальным трамплином, который поможет детям преодолеть коррупцию в ВУЗах и «позвоночничество», это будет чудесно. Но вместе с ЕГЭ пришел еще ряд серьезных проблем.
Это определенные психологические страхи, которые возникают у детей от всеобщей озабоченности по поводу экзаменов. Это и случающиеся на таких экзаменах провалы, связанные с волнением. Это и степень нагрузки, которая ложится на родителей в плане подготовки к единому экзамену. Об этом подробно рассказывает в своем видео психолог Александр Кичаев, если у кого-то дети собираются поступать или испытывают тревожность перед любыми ответственными экзаменами/контрольными/собеседованиями, там есть полезные советы и упражнения.
Я вообще не помню, чтобы к моему школьному сочинению дома хоть кто-то хоть как-то готовился. После начальной школы все мои школьные дела полностью были на мне. Сейчас так не получится, увы.
Современный мир очень сильно изменился и повысил требования и к уровню жизни, и к уровню подготовки детей, и к родительским обязанностям, поэтому сравнивать материнство «тогда» и «сейчас» я считаю некорректным. Это не оправдание, это просто жизнь…
Замечаете ли, как изменилось понятие о хорошем родителе в последние годы?
Комментарии (1)