Пока я не видела фильм Тарантино "Однажды в Голливуде", из отзывов даже приблизительно не могла понять, какой сюжет.
Многим почему-то кажется, что сюжет - вещь не обязательная и сюжета в фильме вообще может не быть. На самом деле в любом хорошем фильме есть четкий и стройный сюжет, который держит всю конструкцию фильма и удерживает внимание зрителя, даже если зритель не может этот сюжет потом сформулировать. Очень многое из того, что нас держит, мы не можем не то что сформулировать, а даже осознать.
Давайте на примере этого фильма, который большинство посмотрели и впечатления пока свежи, расскажу, как видеть сюжет в фильме.
Конструкция у любого сюжета одна: завязка, развитие, кульминация и развязка.
В хорошем сюжете завязка происходит сразу, даже если кажется, что есть длинная предыстория.
Закон драматургии таков, что если сразу не будет крючка с наживкой, внимание зрителя будет рассеяно.
Это общий закон любой рыбалки, как вы уже понимаете, наверное.
Завязка - это конфликт, который зрители сразу должны увидеть и заинтересоваться, тогда они будут следить за его развитием, удивляться или волноваться на поворотах, а к кульминации придут заряженные эмоциями и впечатлениями.
В драматургии все примерно так же, как в хорошем сексе. Да и в любом красивом жизненном цикле.
В фильме "Однажды в Голливуде" завязка - это интервью с Риком и Клиффом в самом начале фильма. Рик - звезда Тв-вестернов, Клифф - его дублер-каскадер, исполняющий сложные трюки.
Рик на первом плане самопрезентуется и похваляется тем, что мог бы исполнять все трюки без каскадера, но в случае малейшей травмы он подвел бы съемочную группу, поэтому приходится использовать каскадера. Клифф улыбается за заднем плане и на вопрос: "Вы согласны, Клифф?" отвечает: "Да, я несу его груз".
Вот конфликт.
Клифф делает вид, что является оруженосцем рыцаря, Рика, а на самом деле он как самурай при феодале выполняет всю основную работу. Но он скромен и доволен своей миссией на заднем плане, в маске.
Клифф ведет себя как верный слуга. Выполняет роль водителя, поскольку у Рика отобрали за пьянку права, чинит его телевизионную антену, сопровождает везде шефа (как сам его называет). Зрители сериалов знают только Рика, а Клиффа не видят, Рик с удовольствием скрыл бы факт, что у него есть каскадер, вообще. Когда Клиффа нет рядом, он может и приврать, будто выполняет некоторые трюки сам. На самом деле Рик не способен сам даже просто держать в руках огнемет, ему слишком жарко. Его радует, что Клифф так похож на него, что у зрителей создается иллюзия, будто он работает в кадре без каскадера.
Насколько важна репутация актера для зрителей, мы слышим в диалоге Рика и итальянского продюсера. Тот объясняет ему, почему его звезда клонится к закату. В каждом фильме он играет только злодеев и в каждом фильме в конце ему обязательно бьют морду, он проигрывает главному положительному герою. Но зрители не могут отличить актера от образа, в их представлении Рику Далтону бьют морду такие и такие актеры, даже новички. Значимость его в глазах зрителей падает, а значит и продюсеры предлагают ему роли во все более дешевых фильмах. Так происходит закат звезды.
Все в курсе, что фильмы Тарантино всегда состоят из цитат и отсылок. В данном случае это отсылка к Марлону Брандо, который всегда отказывался играть плохих героев, а то самое время, в конце 60-ых стал вообще отказываться играть, поскольку образы ему не нравились. Марлон хорошо понимал, что зрители в идеале должны влюбиться в героя, а для этого он должен быть благородным и сильным духом персонажем, а не какой-то мелочной дрянью.
От осознания происходящего Рик рыдает в машине, а Клифф дает ему свои очки, чтобы никто не видел его слез. Сам Клифф никогда не унывается и говорит, что ему не понятно горе Рика, поскольку сам он никогда не был звездой. В этих словах - ирония. Для зрителей персонажи Рика - это сильные и ловкие парни, умеющие классно драться и кувыркаться на большой высоте, перехватывать ножи и кидать лассо. Но Рик ничего этого не умеет делать, всю самую лучшую, самую привлекательную часть его героев создает за него Клифф. Все, чем завораживает Рик, делает Клифф, но при этом роль Клиффа - оруженосец при рыцаре.
Если вы увидели завязку и основной конфликт в фильме, вам легче и интересней следить за его развитием. Обороты конфликта в хорошем фильме должны динамично нарастать. СЗ героя должна расти для зрителя. Все дополнительные линии и эпизоды дополняют основной конфликт, это делает структуру фильма сильней, как ствол древа с ветвями и кроной листвы.
Вот режиссер нового сериала, где снимается Рик, хочет сделать ему парик и усы, а когда Рик жалобно спрашивает, как же его тогда узнают зрители, режиссер говорит, что не хочет, чтобы его узнавали. Рику печально. После этой сцены Рик знакомится с девочкой, которая играет небольшую роль в фильме, и та отказывается сказать ему свое имя, говоря, что предпочитает жить в образе своих героинь, забыв о себе, это миссия актера. Рику становится еще печальней. Он рассказывает девочке сюжет книжки про ковбоя, упавшего с лошади и потерявшего статус лучшего наездника, и уже не может сдержать рыдания.
Тем временем Клиффу с большим трудом позволили участвовать в съемках, поскольку его терпеть не может жена руководителя группы каскадеров. Он старается вести себя тихо, но не удерживается и начинает хохотать над хвастливой речью Брюса Ли. В результате у них происходит поединок и Клифф ударяет Брюса о машину той самой жены, помяв ее. Клиффа выгоняют со съмки.
В отличие от Рика, одержимого славой и все время роняющего корону, у скромного Клиффа нет короны и много самоуважения. Поэтому он так красив на контрасте с Риком. Рик плачит, нервничает, разговаривает сам с собой, от лица строгой родительской фигуры, напивается, ругает себя за пьянки, потом опять запивает горе. А Клифф все время расслаблен, смеется, смотрит прищурившись, как суффийский дервиш, настоящий герой.
Сюжет развивается дальше.
Соседи Рика по дому, который он купил в Голливуде за бешеные деньги, чтобы присоседиться к тамошнему обществу, режиссер Роман Полански с женой. Рик мечтает познакомиться с соседями и войти в голливудскую тусовку, но соседи не замечают его. Это очень знаменитая пара. Образованные люди, смотрящие этот фильм, не могут не вспомнить жуткую историю, связанную с этим домом.
Это не правда, что без понимания контекста и всех цитат, Тарантино невозможно смотреть. Сюжеты его фильмов интересны и без понимания ассоциативных рядом, структура фильмов многоэтажна и каждый этаж интересен и сам по себе, без других. Но видя все этажи, понимая куда отсылает режиссер, смотреть его фильмы, конечно, еще интересней.
В реальности Роман Полански с женой Шэрон Тейт прожили в голливудском доме всего полгода. Жена Полански уже приехала в дом беременной, а когда она была на девятом месяце, произошло страшное ритуальное убийство, которое до сих пор обсуждается, тем более, что организатор убийства, Чарльз Мэнсон умер всего два года назад, в тюрьме. Мэнсон - глава преступной организации-секты "Семья", и по его приказу в дом Полански, пока тот был на съемках, ворвались трое отморозков с ножами и револьверами и зверски убили беременную жену и нескольких друзей, нанеся множество ножевых ранений. Дом был залит кровью, а на стене кровью жены Полански было написано: "Свинья" (Pig).
Вот эту страшную историю, после которой старому Голливуду пришел конец и началось массовое движение против наркотиков и некоторых либеральных ценностей, Тарантино решил переписать по-своему, красиво, введя двух вымышленных персонажей: собирательный образ типичной звезды телесериалов Рика и настоящего героя - Клиффа, который обладает всеми необходимыми чертами для Героя, каким тот должен быть с древних времен по наши: ироничный, смелый, не привязанный к материальным ценностям, благородный, скромный, спокойный и неторопливый, но когда надо очень быстрый и искрящийся спонтанностью.
И то что зрители еще раз влюбились в Брэда Питта, а женщины застонали, как же он хорош, доказывает, что образ Героя Тарантино удался.
Когда Клиффа выгоняют со съемки из-за драки с Брюсом Ли, он подсаживает в машину девчонку-хиппи, которую видел до этого уже два раза и она ему каждый раз лучезарно улыбалась фирменной улыбкой белоснежек и зазывала его. В этот раз она уговаривает его отвезти ее на ранчо Спана. Клифф знает это ранчо, поскольку снимался там в вестернах. Он знает хозяина этого ранчо, поэтому его очень удивляет, что девчонка живет там вместе с кучей своих друзей. Девочка по кличке Киска нравится ему, однако на ее сексуальное предложение он отвечает, что она слишком мала, а он слишком стар, чтобы садиться в тюрьму за совращение.
Клифф привозит Киску на ранчо, видит, что там и впрямь сборище хиппарей (Чарли нет, хотя Киска его ищет, чтобы познакомить с Клиффом), и решает пойти в дом хозяина, чтобы убедиться, не сделали ли они с ним чего. Это реальная история, Тарантино ее не выдумал. Семья Мэнсона действительно жила долгое время на ранчо Спана в Долине Смерти у слепого хозяина, расплачиваясь с ним наркотиками и сексуальными услугами.
Клифф разговаривает с хозяином, понимает что тот хоть и в плохой ситуации, но дает себе отчет в том, что происходит, и даже гордится тем, что девушки занимаются с ним сексом. Клифф не надевает корону Спасателя и покидает дом.
Но "Семью" Клифф уже настроил против себя, когда против их воли ворвался в дом хозяина ранчо.
Заслуживает внимания его разговор с Киской.
- Ты разочаровал меня! - говорит ему обиженная Киска.
Клифф походя соглашается, улыбается и идет к машине.
- Уезжай! - кричит ему Киска.
- Уже уезжаю, - смеясь отвечает ей Клифф.
Там он видит, что колесо у машины проколото и парень-хиппи насмешливо смотрит на него. Клифф достает запасное колесо и предлагает парню поменять. Тот посылает его. Клифф несколько раз бьет его в лицо и заставляет поменять колесо. Кучу девушек он предупреждает, что если они двинутся с мета, он выбьет парню все зубы. Когда парень с окровавленным лицом приводит машину в порядок, Клифф уезжает.
И через полгода трое членов этой банды приходят в дом Рика, чтобы совершить ритуальное убийство. В реальности они тоже убили соседей, а потом пришли в дом к Полански. Но в версии Тарантино им было суждено найти свою смерть прямо тут, встретившись с Клиффом и его собакой.
Здесь стоит сказать еще про одну линию, линию с женами. Жены в фильме прессуют мужей разными способами.
Рик, полгода снимаясь в сериалах в Италии, заработал много, но все почти истратил, потому что женился. Женитьбе он и сам очень не рад как будто, но это словно фатум. Он вынужден расторгнуть договор с Клиффом, поскольку ему придется продать дом и как-то экономно распределить деньги. На карьеру в Голливуде он больше уже не надеется.
Ночь ритуального убийства - это их прощальная ночь, когда друзья решили напиться вместе перед расставанием.
Жена Рика спит, недовольно ворочаясь и храпя. Примерно так же угрожающе храпела жена Полански.
Только у Клиффа нет жены.
Зато за ним тянется слава женоубийцы, судачат, что он убил жену, которая имела сварливый нрав. Как было дело, никто не знает, но слухи ходят. Именно за это его ненавидела жена того самого руководителя каскадеров, которой Клифф помял машину головой Брюса Ли.
Та жена была особенно грубой командиршей. Показательна сцена.
- Собирай свои вещи и убирайся, Клифф, - сказала она ему после инцидента с Брюсом, хотя ее муж, нанявший Клиффа, стоял рядом.
- Дай мне самому с этим разобраться, - потребовал у жены муж.
- Разбирайся сам, - позволила жена.
- Собирай свои вещи и убирайся, Клифф, - послушно повторил муж от своего лица.
Теперь Клифф живет один, с сукой мастифа. Таратино первый раз показывает нам эту собаку так: Клифф лежит на полу дома и целуется с кем-то, но мы не сразу видим, что его лижет в лицо собака, а он повторяет ей ласково: "Моя девочка". Насмешливый Тарантино дает понять, что только такая подружка никогда не подведет.
Собственно эта собака и спасает ситуацию, когда обдолбанный кислотой Клифф (а кислоту он купил у хиппи) потерял бдительность, приняв убийц за свои глюки. Собака кидается на парня с револьвером и рвет его на части. Потом и Клифф подключается. Они кромсают трех преступников на куски, превращая в кровавое месиво. И это очень красиво, учитывая ту страшную историю, которая была в реальности.
А Рик, отдыхающий в это время в бассейне, подключается в самом конце, достав тот самый огнемет, который всегда держал за него Клифф и сжигает огнем одну преступницу, уже пожеванную до этого мастифом.
Только у Полански - хорошая жена. Она безмятежная, довольная собой, все время немного в трансе, красавица-актриса, влюбленная в свои фильмы и в себя на экране. Но она зато вписала своего мужа в треугольник, с ними вместе живет ее бывший бойфренд, поджидая когда Шэрон надоест ее муж. И это версия Тарантино. В реальной истории рядом с Шэрон в ту ночь был его друг, оператор, и еще одна пара друзей.
То есть все жены в фильме не очень. Лучше всех собака.
Финал фильма смешной и очень грустный. Клиффа ранят и он, возможно, уже не сможет быть каскадером, но он шутит, прощаясь с Риком и уезжая на скорой помощи в больницу, заверяет его как самурай, что с ним все будет отлично.
А у Рика исполняется его мечта. С ним выходит на контакт обеспокоенная шумом и дымом огнемета жена Полански, которая должна была стать жертвой кровавого преступления, хотя и не ведает об этом (но будто догадывается, когда с любопытством и страхом она смотрела на Чарли Мэнсона, собственной персоной, зашедшего в их двор месяцы назад).
Рик рассказывает о кровавой резне, на что соседи спрашивают, со всеми ли в порядке. "Ну с хиппарями то нет, - смущенно отвечает Рик. - А так да, спасибо". Он гордо рассказывает, как он сжег одну огнеметом и в этот раз - это чистая правда. Клифф в этот момент был ранен и не мог взять огнемет из рук хозяина, пришлось тому справляться самому.
Шэрон выражает восторг, чувствует благодарность за спасение от преступников и предлагает Рику лично познакомиться, приглашает его в гости.
Рик поражен и счастлив. Самурай напоследок сделал ему царский подарок. Теперь Рик сможет войти в голливудскую тусовку и принять участие в новых фильмах. Возможно ему не придется продавать дом.
К сожалению Клифф вряд ли сможет продолжить свою карьеру в кино. Но Рика это не так уж волнует.
Обсудим фильм?
Комментарии (0)