Друзья! Я почти никогда не рассказывала вам о своем до-интернетном прошлом. Честно говоря, это и не было важно, но сейчас такой день, когда мое мнение может показаться вам интересным в связи с делом Елены Мисюриной, которая получила два года за врачебную ошибку. Дело в том, что я могу посмотреть на ситуацию с двух сторон – я занималась как защитой прав медицинских работников, так и защитой прав пациентов.
Если кратко, прецедент, когда врач получил реальный срок за летальный исход, вызвал большой резонанс в соцсетях. Люди высказываются за и против такого исхода дела.
Те, кто «за», совершенно справедливо указывают на случаи полной безнаказанности в случае оказания некачественной медицинской помощи. Это, действительно, правда. Я и сама очень зла, к примеру, на некачественную стоматологию. Что уж говорить о том, что защищая права пациентов я лично видела летальные исходы, за которые никто не ответил.
Врач из любой высокой комиссии – я видела это не раз - традиционно толкует любое сомнение в пользу врача, так как понимает – его коллега работает в сфере, которая подчиняется не только законам физики, но напрямую законам небес. Смерти среди пациентов случаются, и граница медицинской ошибки иногда настолько размыта, что невозможно сказать с точностью, был ли у человека шанс, или нет.
Наверное, нет ни одного врача, действительно работающего в зоне риска, например, нейрохирурга или реаниматолога, у которого никогда не умирали бы пациенты. И, наверное, нет ни одного человека на земле, который бы не ошибался. А у этих профессий два этих момента тесно связаны. Исключение составляют, пожалуй, только патологоанатомы - у них на столе точно никто не умрет. Поэтому они обыкновенно стоят немного особняком от своих коллег, часто поддерживая обвинения.
Ок, мы поняли, что ошибки возможны. Но что же пациенты? Как быть им? Защищая в течение многих лет права пациентов, я прекрасно поняла, что по причине механизмов, описанных выше, в нашей стране довольно мало возможностей реально защищать права пациентов. Даже то судебное решение, о котором мы говорим, не является в полной мере удовлетворяющим все стороны решением, особенно если пациент остался жив.
Когда дело дошло до летального исхода – ок, тут может быть и срок. Ну а как быть с некачественно пролеченным зубом, носом, глазом, пальцем? Кто должен заниматься этими вопросами?
Сейчас эта функция лежит на трех системах: Минздразе, ТФОМСах и страховых компаниях. Каждая из этих инстанций может наказать больницу рублем за неправильные действия ее врача. В результате ответчиком выступает не конкретный человек, а больница. И при принятии решений задействуются связи не просто людей, идет битва учреждений.
Мне такая постановка вопроса кажется не очень правильной. Во-первых, не вся же больница совершала ошибку. Ошибся конкретный Василий Петрович или Зинаида Степановна. Они и должны отвечать. С другой стороны, именно их, а не больницы, надо спасать от несправедливого или чрезмерного наказания. А защищать их, кроме профсоюза некому. Да, профсоюз может бесплатно оказать юридическую помощь, но и профсоюз не имеет той кассы, из которой действительно можно было бы выплачивать ущерб пациенту, а ведь это один из самых главных моментов.
В результате нервничают врачи. Самых серьезных и востребованных из них в случае ошибки могут посадить. Нервничают пациенты – они не чувствуют себя полностью защищенными.
Мне кажется справедливым, если бы у врачей было нечто вроде сообщества, страхующего от медицинских ошибок. Возьмет ли функцию на себя профсоюз или кто-то еще, типа страховой компании страхующей от врачебной ошибки – это не так важно. Важно то, что это сообщество, в которое человек платил бы взносы, в случае неприятностей по работе покрывало бы моральный ущерб, судебные издержки, и т.д.
Такая неприятность в жизни врача может никогда не случиться. С другой стороны, если преследование началось, то это могло бы являться некоей «подушкой безопасности», которая сгладила последствия для врача. Так как лечить нас все-таки кто-то должен. Но сделано бы это было не за счет пациента и не за счет больниц. Я говорю о страховани врачебной ошибки.
Правда, тогда мы придем к вопросу низкой зарплаты врачей, и это тоже важная история. Они просто пока не в состоянии платить эти взносы.
Я знаю, что такая система довольно успешно работает в некоторых странах, так почему бы не попробовать такое и у нас? Чтобы в случае реальных ошибок и неприятностей врача не только преследовать, но и защищать?
Комментарии (1)