Как жить и получать от этого удовольствие?

О женской любви или Михаил Юрьевич, не смешите!





Разговаривал со знакомой врачихой, тяжелых больных лечит. ДЦП, парализованные, инвалиды всякие... Та поделилась наблюдением.

Если женщина тяжело заболевает, то муж от нее очень часто уходит. По наблюдениям моей собеседницы - очень и очень часто, чуть не каждый второй. Привела пример, когда женщину парализовало, и врачиха упрашивала ее мужа (жили вместе более 15 лет): "Подожди, не уходи, я через полгода на ноги ее поставлю". Тем не менее, ушел - а женщина и впрямь в срок была почти здорова.

Если же заболевает мужчина, то женщина его никогда не бросит. "На этой работе - сказала она, - я совсем по-другому стала смотреть на мужчин".

На этом основании моя собеседница сделала вывод, что женщины более ответственные, чем мужчины.

Позволил себе с нею не согласится. Ответственность - вообще, чисто мужское понятие (или чувство). И женщина не бросает своего мужа не из осознания ответственности, а из чувства жалости.

Тяжело заболевший муж (бессознательно) воспринимается женщиною как ребенок. То есть как беззащитное существо, о котором нужно заботиться. Он пробуждает материнский инстинкт. И женская верность тяжело больному связана не с осознанием ответственности, а почти всецело основывается на эмоциях. Ну, или инстинктах.

"Женщины не бросают больных мужей - сказала врачиха, - они бросают только здоровых".

Ну да, точно так. Тяжело больной муж это психологический ребенок. Как его бросишь?

Все это соответствует и личному моему опыту. Моя родная тетка более 30 лет ухаживала за мужем, лежачим больным, да еще и с тяжелым характером (бывший начальник, как-никак, причем из тех, кто никогда не брал взяток - если вы понимаете, о чем это говорит). Разоткровенничавшись, она созналась мне: "Да, при его характере, у меня были мысли его бросить. Но мне стало его жалко, и я осталась с ним".

Женская любовь очень часто основывается на жалости. Давняя моя идея, что способность испытывать жалость - чисто женская, мужчинам это чаще всего не дано. У мужчины способность нести ответственность. А она или есть, или нет. В последнем случае это не мужчина.

Лермонтовский Печорин, блестящий ловелас, виртуозно использует женскую жалостливость в своем обольщении княжны Мери:

"...Я сделался нравственным калекой: одна половина души моей не существовала, она высохла, испарилась, умерла, я ее отрезал и бросил, - тогда как другая шевелилась и жила к услугам каждого, и этого никто не заметил, потому что никто не знал о существовании погибшей ее половины; но вы теперь во мне разбудили воспоминание о ней, и я вам прочел ее эпитафию. Многим все вообще эпитафии кажутся смешными, но мне нет, особенно когда вспомню о том, что под ними покоится <...>
В эту минуту я встретил ее глаза: в них бегали слезы; рука ее, опираясь на мою, дрожала; щеки пылали; ей было жаль меня! Сострадание - чувство, которому покоряются так легко все женщины, впустило свои когти в ее неопытное сердце. Во все время прогулки она была рассеянна, ни с кем не кокетничала, - а это великий признак!"
( http://www.lib.ru/LITRA/LERMONTOW/geroi.txt)

Тут же подумалось, что для начальной влюбленности жалостливость более-менее годится, а вот для совместной жизни - подходит ли? Надолго хватило бы княжны, выйди она за Печорина, если бы он был менее циничен и разделил ее чувство? Что-то такое по Пушкину? "Грустит о недостойном муже, и днем и вечером одна"? Или…

И Печорин же замечает про Веру: "Может быть, - подумал я, - ты оттого-то именно меня и любила: радости забываются, а печали никогда..."

Между тем, любовь Веры к Печорину в занчительной степени основывается на жалости. Вот как она сама об этом говорит: "никто не может быть так истинно несчастлив, как ты, потому что никто столько не старается уверить себя в противном..."

Интересно, что у Бунина (имею в виду рассказ "В Париже" - замечу, один из самых моих любимых) героиня также, в самом начале романтических отношений жалеет героя. Она дважды сочувственно произносит в ответ одно только слово "бедный", когда тот рассказывает о своем быте и холостяцкой жизни ( http://lib.ru/BUNIN/allei.txt)

Все эти рассуждения воспроизвел своей собеседнице. Тут следует заметить, что лечит она не только тех, кого мы постоянно видим по телевизору, но ко всему еще и прекрасный знаток русской литературы. А если женщина не знает родную литературу, то с нею невозможно долго разговаривать. Мне, по крайней мере, не удавалось никогда. С другой стороны - на кой черт нужны женщины, если они не помнят образа Печорина? И если им даже Бунин не знаком?

Так вот, моя собеседница, женщина уже в возрасте, не нашлась что возразить. Впрочем, она меня почему-то очень уважает, и когда рассказывает о болезнях, то я всегда слушаю с открытым ртом, а когда отвечаю на ее вопросы о взаимоотношениях, то она)) Тем не менее, безответственность мужчин мы с нею вместе горячо осудили:))

...Мне кажется, Лермонтов своего "Героя" специально написал. В назидание, так сказать. "Смотрите ребята, какими вы не должны быть". Грушницкий, без сомнения, пошл, мелок и глуп, Печорин циничен и лишен всяких идеалов, если не сказать больше - всего человеческого. Точно ли он разбирается в женщинах? "…Русские барышни большею частью питаются только платонической любовью, не примешивая к ней мысли о замужестве". Полагаю, тогда было в точности наоборот. А окрутить молоденькую девушку, только что вышедшую из-под материнского крыла – не велика победа.
Абсурдно, когда мужчина не понимает даже сути мужской дружбы. Хотел бы я послушать тогда рассуждения его о смысле жизни... Вообще, так сказать, раскрутить его на предмет категорического императива Иммануила нашего Канта.

Тогда кто же остается? C кого нам брать пример? Где он, тот герой, который имеет успех у женщин?

Остается доктор Вернер. Вы часто о нем думали? А ведь это один из самых интересных мужских образов в русской литературе (разумеется, после Максима Максимыча, но это другое, это моя любовь до гроба). "Обыкновенно Вернер исподтишка насмехался над своими больными; но я раз видел, как он плакал над умирающим солдатом... Он был беден, мечтал о миллионах, а для денег не сделал бы лишнего шагу..."

Проблема Вернера лишь в том, что он не трагичен. А все не трагическое - скучно. И я не понимаю, что нашел Вернер в обществе Печорина, чуть даже не сдружился с ним. Любой нормальный врач посоветовал бы такому герою убить себя об стенку, что тот в конце-концов и сделал.

"Бывали примеры, что женщины влюблялись в таких людей до безумия и не променяли бы их безобразия на красоту самых свежих и розовых эндимионов; надобно отдать справедливость женщинам: они имеют инстинкт красоты душевной..."

Не верю. Женщинам нравится не только и не столько напускная мужская самоуверенность, о которой Тургенев в свое время хорошо сказал. Именно эту напускную самоуверенность и называют они "уверенностью в себе". Однако уверенность в себе - это форма, нечто вторичное.

Женщин привлекает прежде всего статус самца в стае. Ни разу не видел, чтобы женщина в начале знакомства не спросила о месте работы. Не о содержании работы и всевозможных достижениях, не об увлеченности ею, а именно месте как таковом. Не бывает так, чтобы женщина с самого начала не попыталась выяснить положение мужчины в обществе. Такого не может быть, потому что не может быть никогда. Их интересует общественный статус как таковой, а не сам мужчина (если он здоровый, разумеется).

"Мужчина терпит брак из любви к женщине; женщина терпит мужчину из любви к браку". Женщины влюбляются не в мужчину, а в место человека в обществе. И выходят они замуж, чтобы решить в браке свои проблемы, а не его. Категориями «помощница» нормальная женщина никогда не мыслила.

Им нравится статус быть замужней и совсем не хочется иметь статус одинокой и "невостребованной на брачном рынке". Формальный статус в обществе, реальное положение в стае – вот система жизненных их координат.

В отличие от мужчины, женщина никогда не была идеалисткой. Ее природа не такова. И (сколь угодно любящего) мужчину, статус которого она считает себе неподобающим обычная женщина не сможет долго терпеть. "Ведь вы этого достойны!" Придумает повод, да и уйдет. Или устроит так, что жить с нею станет невозможно. Срываться станет по мелочам, дуться недовольно по всякому поводу, звонить подругам или бегать к мамочке... И рано или поздно уйдет с гордо поднятой головой – как же, не сошлись характерами! Никакая нормальная женщина не сможет с таким чудовищем жить!

Ибо есть у женщин и еще одна глубинная потребность, чуть ли не базовый инстинкт – всегда, при всех обстоятельствах чувствовать себя правыми. Нетрудно видеть, что все это исключает ту самую ответственность. И вообще, ответственность – это не эмоциональная, но идеальная, духовная категория. Ни к каким инстинктам она не принадлежит. А руководствуются женщины в первую очередь инстинктами да эмоциями. Это у них у всех так. У нормальных, обычных, так сказать. У серой массы. Ну, а необычных я здесь не рассматриваю. Исключения лишь подтверждают правило, да и вообще, это то же самое, что мечта о принце.

А вот жалеть они могут кого угодно. Когда жалеют, то общественный статус не требуется. Как говорят математики, «что и требовалось доказать».

Кроме материнского инстинкта и способности жалеть есть у женщин также и врожденная потребность поиска статусного самца. В беде они давнего своего партнера, пожалуй, не бросят, да только рано причислять их к ангелам. Не стоит обнадеживаться: мужчина, самая личность его идет у женщины как приложение к социальному статусу, а вовсе не наоборот. Сколько умных и талантливых людей остались одинокими! Народный баснописец Иван Крылов, Лермонтов, Белинский, Гоголь, но особенно показательно – гениальный композитор Мусоргский. Статус их, вишь, не угодил. Их современницы предпочли вешаться на шею обеспеченным чиновникам, о которых сейчас никто и не вспомнит, а не выбирать тех, перед кем будущие поколения почтительно снимают шляпу. И сколько еще одаренных мужчин, не желающих остаться в таком же одиночестве, вынуждены думать не о своем мужском призвании, не о творчестве, но нарабатывать себе этот чертов социальный статус! Сколько нашего брата предает самого себя!

Женщины никогда не влюбляются в Вернеров. Лермонтов, устами Печорина, скорее всего самого себя пытается убедить, спасти остатки веры своей в человечество, - вернее, в прекрасную его половину. Это ему не удалось. Нетрудно догадаться, что не под именем «героя нашего времени», а именно под доктором Вернером хотел бы автор видеть самого себя. Ироническое отношение доктора к женитьбе – почти наверняка из той же серии. Обычная психическая самозащита: «да мне и одному хорошо», «и вообще, никто мне не нужен». Чтобы понять личность доктора, нужно, используя выражение Печорина, «уметь видеть зерно каждого нашего чувства через его тройную оболочку».

И уж тем более, никто никогда не полюбит Вернера до безумия. Достаточно описание внешности его прочесть. Иначе он давно уже был бы не один – на курорте какой широкий круг знакомств, причем куда более реальных. С его умом на «психологического ребенка» наш доктор никак не тянет, а с такой душою интриги à la Печорин ему как-то не к лицу. На статусного самца, при его бедности и месте уездного лекаря – тем более. Личность такого уровня не будет разменивать свое призвание, пытаться что-то изменить, делать карьеру, куда-то там расти… Не случайно доктор упоминает, что имел в Петербурге некоторую практику, лечил богатых дам, вращался в свете. Имел, - однако нашел силы отказаться от блестящего звания столичного великосветского врача. Чтобы лечить потом больных солдат. При его верности своему долгу, Вернер всегда будет обречен на одиночество. И очень многие мужчины, достигнув определенного уровня, оказываются перед однозначным выбором: тихое семейное счастье или верность своему делу и жизненным ценностям. Вам просто повезло.

Пушкин был прав, женщины во все времена одни и те же. Женская верность и женская любовь основываются лишь на жалости. Или зависимости. Или на восхищении статусом мужа, - и связанной с этим завистью подруг.

“Инстинкт душевной красоты”? Михаил Юрьевич, не смешите.

Ценное дополнение от frau_perez:

«Когда мужчина лежит больной, то женщина понимает, что он зависит от нее, он нуждается в ней. А вот это именно та ситуация, когда она контролирует. В основном же женщина зависит от мужчины в жизни. А тут - он от нее. Так что не все здесь жалость, вы не учитываете всей подспудной гаммы женских чувств, об которых даже женщина не до конца себе признается. И даже если женщина смеется над больным мужем (я знаю такие случаи, когда один случайно вместо воды выпил уксус), то опять лишь для того, чтобы показать, что она в данном случае контролирует ситуацию…»

Источник: http://kot-begemott.livejournal.com/500946.html

Источник: О женской любви или Михаил Юрьевич, не смешите!
Автор:
Теги: Кот Бегемот любовь C HTML бедность болезнь

Комментарии (1)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Александр
Понравилось. Точно, основательно. Но уж очень многословно. С трудом дочитал до конца.:)
Написать комментарий:
Напишите ответ :

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства