На этом месте я жму на паузу и вслух ругаюсь. Я часто ругаюсь на женщин в фильмах и сериалах – особенно в тех, действие которых происходит в СССР. Ну, точнее я вообще предпочитаю их не смотреть, потому что очень уж за этих женщин обидно. Но тут сделала исключение – посмотрела сериал про дрессировщицу Маргариту Назарову (так, собственно, и называется – «Маргарита Назарова», без затей).
Ругалась много.
При этом претензий к создателям сериала нет, просто время тогда действительно было такое, мы ведь не возмущаемся, что в исторических фильмах показывают, к примеру, судьбу рабов, ведь такие вещи реально существовали когда-то. Вот и в «Маргарите Назаровой» показана горькая правда жизни советской женщины.
Вот талантливая, бесстрашная, пробивная и очень умная девушка. Она побывала в немецком плену. Она избежала изнасилований, смерти, сделок с совестью, выжила, вернулась, смогла из посудомойки в цирке одним махом прорваться на манеж и крутит там мертвые петли на мотоцикле. В детстве она воспитала медведя, а теперь – спасла человека от тигра. Того самого, который пьет и шутит.
И что он делает?
Он продолжает шутить, ее называет мартышкой, обращается к ней в лучшем с интонацией «эй, прислуга!», а чаще – вообще команды отдает, как животному. Весело же, смешно! Она смотрит на него с восхищением, даже не пытается ответить, ходит за ним хвостом и чуть не плачет, увидев его с очередной женщиной.
Самое смешное – это ведь не неудача сценариста и не какая-то экстраординарная история. Достаточно посмотреть пару фильмов того времени, или даже спросить кого-нибудь из бабушек-мам – а что, это нормально? Да, нормально. Это же пятидесятые. Просто мужики – это мужики, вот такие они: пьют, врут, под каждую юбку лезут, шутят и не воспринимают тебя всерьез. А бабья доля – хихикать над этими шутками, делать глазки в пол и надеяться, что позовут замуж. Сейчас звучит совершенно карикатурно, а тогда – ведь так и жили.
Взрослая умная женщина (с большой должностью в Министерстве Культуры и вообще «сама себя сделавшая»), заметив, как героиня смотрит на этого шутника, говорит ей с умилением «Ах, ты влюбилась». А вовсе не «Ах, он же негодяй последний, ты что??». Когда объект воздыхания героини наконец-то соизволяет обратить на нее внимание, Назарова тает, как эскимо летним днем.
Закрутилось. Роман. Свадьба. Казалось бы, все должно измениться, но нет. Отношение к женщине как к жене вообще не поддается моему пониманию. Это же возлюбленная, а не служанка с функцией инкубатора и няньки для детей. Тем не менее, он позволяет себе хамство, оскорбления, обвинения. Когда у нее рождается мертвый ребенок – он обижается и говорит, что это она сама виновата.
Когда ребенок рождается живым – самоустраняется, приходит за полночь и орет на нее из-за беспорядка в доме. Ревнует к ее цирковым успехам (ну а как так, он же мужчина, это его сфера, ей можно только выглядывать из-за его спины). Пристает к костюмерше, оправдываясь словами «ну я же нормальный здоровый мужик», а жену готов убить за прогулку с другим мужчиной. Хватает тещу за бок со скабрезным комментарием. Теща хихикает. Жена тоже.
Ближе к концу, правда, все становится как-то более по-людски. Начинаешь понимать, что, несмотря на весь своеобразный антураж, эти двое друг друга любят и вместе не случайно, и никто из них, в сущности, не тиран и не жертва. Герои взрослеют, да и времена меняются.
Этим, кстати, сериал мне очень понравился – интересно «в режиме онлайн» посмотреть, как эволюционируют отношения людей, мода, обстановка квартир на протяжении тридцати лет. Константиновский превращается в человека, влюбленная девушка – в потрясающе сильную женщину и мировую звезду. Прямо кулаки за нее держишь в последних сериях – взрослой она особенно хороша.
После просмотра имя Маргариты Назаровой прочно ассоциируется с лицом Ольги Погодиной. Прочитала, что она, оказывается, во всех трюках с тиграми снималась без дублеров – как сама Назарова в «Полосатом рейсе». Её бесстрашие меня поражает, не зря Погодина за эту роль попала в Книгу рекордов Гиннеса! Она как центральная фигура сериала сделала из него настоящую конфетку.
Впрочем, «негодяй, ставший человеком», он же муж Назаровой, которого сыграл Андрей Чернышов, в память тоже западает. Пожалуй, благодаря превосходной игре Чернышова я смогла кардинально поменять своё отношение к абсолютно отрицательному персонажу. Насколько я его ненавидела в начале и настолько он мне полюбился в конце. Во второй половине сериала его уже не хочется стукнуть чем-нибудь тяжелым – наоборот, вдруг и ему начинаешь сопереживать не меньше, чем Маргарите.
И все-таки – какое, черт возьми, счастье, что я не родилась где-нибудь в первой половине прошлого века. И как же не повезло мамам и бабушкам, которые смотрят ту же «Маргариту Назарову» и даже не понимают – а что тут ненормального-то?
Комментарии (0)