Как жить и получать от этого удовольствие?

Как говорить, чтоб доходило

Очень часто случается: говоришь-говоришь, а толку ноль. Доносишь мысль, а на той стороне в это время… На той стороне может быть всякое: упрямство (его ещё называют ослиным), обида, пренебрежение, скука. Или усталость.

Неприятно, не правда ли? Особенно, если разговор значимый, а собеседник – значим вдвойне.

И очень не хочется попадать в такие ситуации, причём одинаково неприятно и когда сам говоришь, а до адресата не доходит, и когда говорят тебе, и слушать это невозможно.

Это может прозвучать почти цинично для чувствительного уха, но законы коммуникации очень похожи на закон всемирного тяготения: гравитации всё равно, веришь ты в неё или нет.

Гравитация существует.

И точно так же существуют законы, принципы и способы эффективного общения. И мы поговорим о способах чуть подробнее.

Я и Ты сообщения

В общении мы можем пользоваться «Ты-сообщениями» и «Я-сообщениями». И в зависимости от задач коммуникации Ты-сообщения и Я-сообщения могут быть полезными и подходящими в одних ситуациях и неподходящими, даже вредными – в других.

Сегодня мы коснёмся способов общения в близких отношениях: родителей с детьми, между друзьями и возлюбленными.

Смысл Ты-сообщения, как видно из названия – сообщить что-то другому человеку о нём самом.

Назначение Я-сообщения – донести до другого мысль, чувство, эмоцию про себя.

И очень много проблем, которых могло бы не возникнуть, всё же возникают тогда, когда мы пользуемся всегда или чаще всего «Ты-сообщениями» вместо «Я сообщений».

Мы говорим: «Ты снова опоздал!»

Мы говорим: «Ты меня доводишь!»

Мы говорим: «Это всё ты виновата!»

Что слышит, что думает и как себя чувствует в это время другой человек? Он слышит: «Я тебя не люблю, замечаю только твои недостатки, хочу тебя унизить, сделать больно»

Он чувствует: вину, злость, непонимание, раздражение, боль, обиду.

Он думает: «Ну вот, опять, снова это началось, я хочу уйти отсюда, прекрати»

И вот оно, разбитое корыто и любимые грабли рядышком.

Почему так происходит? Причин несколько, одна из существенных – это причина культурная. Нас, наших родителей (а до этого родителей наших родителей и так далее) научили именно так: использовать Ты-сообщения, когда нас самих переполняют чувства, когда мы бы сами хотели донести другому – про себя, о том, каково нам с другим.

И вот мы говорим:

«Почему ты опоздал?!» ВМЕСТО «Я волновалась, мне было важно, чтобы ты пришёл сегодня вовремя».

«Ты меня доводишь!» ВМЕСТО «Я недоумеваю и злюсь на тебя, когда я задаю тебе вопрос, а ты поворачиваешься спиной и молчишь вместо ответа. Мне важно быть услышанным тобой».

«Это всё ты виновата!» ВМЕСТО «Я чувствую злость к тебе сейчас».

Для близких, эмоционально окрашенных отношений Я-сообщения создают возможность дальнейшего диалога. Когда вместо них не к месту используются Ты-сообщения, значительно уменьшается или вовсе сводится к минимуму дальнейший диалог. И мы все знаем, как выглядит такой минимум:

«Как дела?»

«Нормально».

«С тобой невозможно разговаривать!»

«И снова ты начинаешь!»

И так далее, и тому подобное.

Что можно сделать? Научиться пользоваться Я-сообщениями, когда хочешь донести до другого себя.

Итак, из чего состоит такое сообщение?

Первое – название эмоции и чувства. Сообщите чувство или эмоцию, что вы испытываете. Например: «Я волнуюсь».

Второе. Сообщите факт, повод или причину, по которым вы волнуетесь. Например, «Я волнуюсь, когда ты опаздываешь, потому что всегда думаю, вдруг с тобой что-то случилось по дороге».

Третье. Скажите партнёру, какого поведения вы от него ждёте. Например: «Я хочу, чтобы ты пришёл вовремя в следующий раз» (или «Я хочу, чтобы ты мне перезвонил, как будешь выходить с работы»).

И напоследок. Я-сообщения – это не панацея и не манипуляция, не «хитрый психологический трюк», чтобы сделать другого послушной собачкой так, чтобы он и не узнал, и не метод мягко приказывать. Это способ донести Себя до Другого.

И это непросто. Особенно, если раньше вы так не делали никогда.

И будет не получаться.

И не единожды покажется, что это просто нагромождение бессмысленных слов.

И да, партнёры будут удивлённо на вас смотреть. Поначалу.

И поэтому после Я-сообщения должно следовать важное четвёртое действие, часто самое сложное.

Сделать паузу и услышать Другого.

Источник →


Источник: КАК ГОВОРИТЬ, ЧТОБ ДОХОДИЛО
Автор:
Теги: боль вина вино Вопрос Время

Комментарии (17)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Лидия
ничего сложного, если "простыми словами" - не надо осуждать и оценивать, говорите о себе и своих чувствах, следите за собой, а не за другими.
Например, мы говорим: "опять опоздал, сколько можно!", а на самом деле имеем ввиду: "я психую, когда ты опаздываешь, потому что.... 1)боюсь что меня бросили, что вообще не придешь 2)подводишь меня, мне стыдно перед другими 3)не уважаешь меня и мое время и т.д. и т.п.
То есть, чьи это проблемы - того, кто опоздал или ваши?
Если по честному, то ваши)))) но если вы донесете ваши чувства до другого человека и ему на вас не плевать, то есть шанс, что он исправится. А если просто обвините, осудите или облаете, то вряд ли.
Елена Терехина 
Видимо важно, чтобы второй стороне было не все равно как вы себя чувствуете.
Людмила Тарасова
Сложная статья для воспиятия. Написана она не простыми словами.
Алла Сокиркина
Прочла с удовольствием! Пользуюсь Я-сообщениями, помогает в общении.Важно четвертое действие, сделать паузу и услышать другого. Это общение важно привить своим близким, которые Вас окружают и жизнь из испытаний перейдет в разряд праздника.
Елена Терехина 
Практикую , далеко не всегда работает. Видимо важно, чтобы второйстороне
Ольга *********** 
Как все просто оказывается, думаешь, почему сами до этого не доходим. Возьму на вооружение, буду следить за речью
Татьяна Короткова 
Всё правильно! Сразу может не получиться, тренируйтесь, пробуйте другие слова, следите за своими эмоциями: " что я сейчас чувствую? " озчучьте! Это трудно вначале, но результат будет, если вы хотите изменить ситуацию, и в первую очередь, себя, а это самое трудное! Легче обвинить другого, обидеться, сорваться, накричать... Прочтите ещё раз, попытайтесь снова и замечайте малейшие изменения в поведении другого человека, с кем вы контактируете.
Светлана Тарасова 
Все не так однозначно...Нужно быть на одной волне и четко понимать кому и как можно сказать, что б тебя захотели услышать!!! В противном случае тебя обвинят в том,что ты говоришь только о себе- я волнуюсь, я хочу, я злюсь...Отве: так не волнуйся (что со мной случится?)и т.д. короче "это твои проблемы"...Так что советы довольно однобоки...на мой взгляд.
Акалифа Кунти
А они нужны, люди, которые так отвечают? Советы как раз прекрасные, позволяют адекватно оценить свое окружение.
Анатолия Анатольевна
Эта статья была взята из книги Юлии Гиппенрейтер “Общаться к ребёнком как?», ничего нового...
Айгуль Исмаилова 
Согласна. Сложная статья
Alexandra Larkina 
Не работает. Пробовала.
наталья иванченко 
Отлично все о писал и.Муж все время меня ты-сообщениями закидывает((
Ольга Сластникова 
Есть в этом одна опасность. Когда говоришь: я расстроена. Я волновалась и т.п. как бы привлекаешь к себе такие чувства. Мысли же материализуются
Наташа Ледекер
При условии, что вас хотят услышать...а не затянули ушли и сыпятся на вас поток информации....
Анна Сабурова 
Я сообщения работают только в том случае, если второй стороне на вас "не наплевать".
В против случае реакция может быть такой "Только о себе и думаешь. Мне плевать на твои терзания!"
Лиля Хабибуллина
правильно, нечего зазря волноваться, раз человек опоздал, значит, были на то причины, и скорей всего уважительные, для опоздавшего. Почему бы не выслушать, какие именно причины не позволили ему прийти вовремя? И попросить в следующий раз просто предупреждать о возможном опоздании. Все очень просто!
Написать комментарий:
Напишите ответ :

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства