Отдельно этот вопрос давайте обсудим.
Говорить будем не про людей с позицией жертв (манипуляторов, давящих на чувство жалости и вины, ради извлечения прибыли), а про реальных жертв чужой агрессии.
Изнасилованная женщина, девушка, избитая пьяным сожителем, подросток, над которым поиздевались хулиганы и другие пострадавшие.
Если ваша задача не просто блеснуть добротой или найти повод выплеснуть агрессию (на виновников), а помочь таким жертвам, надо учитывать очень важный момент.
Чувство вины и стыда, которые испытывают жертвы и от которых их стремятся избавить защитники в первую очередь (снять обвинения с жертвы), базируется на слиянии границ с агрессором.
Именно со слиянием границ надо работать, если вы хотите помочь человеку испытать облегчение и одновременно восстановить самоуважение и силы.
Те помогатели (это касается и психологов, и близких, и просто доброхотов), которые не понимают, что дело в слиянии границ, часто пытаются снять с жертвы обвинение, убеждая ее в том, что она совершенно бессильна и ответственность за нее несут другие, потому что они сильней.
Посмотрите, откуда возникает экстремальное слияние границ с агрессором у жертвы.
До несчастного эпизода жертва время от времени ощущала локус контроля внутри, то есть чувствовала собственную власть над своей жизнью и контроль над происходящим. Она чувствовала себя защищенной, отчасти и достаточно. Она чувствовала свою силу и опору на себя, хотя бы частично. Тревога была минимальна (тревога возникает от потери контроля над ситуацией, от ощущения опасности).
Эпизод насилия сломал хрупкую картину мира этого человека. Кроме физических повреждений и пережитых страданий возник, так называемый, посттравматический синдром, той или иной степени тяжести. Если личность человека сильная и гибкая, может обойтись без посттравматического синдрома, человек легко восстанавливается после любого экстремального события. В лучшем случае это называется "дух воина", человека, у которого есть такие внутренние амортизаторы и такой мощный личностный стержень, вообще нельзя ввести в состояние паники, тревоги и потерянности.
Обычные люди и особенно личности слабые, хрупкие и юные, реагируют на экстремальный эпизод насилия очень болезненно. Это проявляется в состоянии тревожности и потерянности. Они утратили чувство контроля, опору на себя и доверие к себе и миру. Они ожидают в любой момент повторения произошедшего. Они больше не могут рассчитывать на себя, потому что не сумели себя защитить.
Вот это - самая основа их синдрома.
Выходи из этого состояния - в восстановлении своих собственных опор.
Чувство вины и стыда, которые ощущают многие жертвы - это реакция на потерю опор. Они хотят понять, почему с ними это произошло, почему они не сумели избежать такого события, хотят вернуть себе ощущение собственного контроля и влияния, и ищут это объяснение в каком-то собственном промахе, в каком-то неправильном поступке. Им кажется, что если они найдут тот момент, где допустили ошибку, они восстановят равновесие. Они смогут запомнить эту ошибку и больше ее не допускать.
Вот откуда чувство вины. Оно следствие того судорожного поиска опор, который совершает психика.
Понимаете, насколько опасно внушать таким жертвам, что они ни в чем не виноваты и ни за что не несут ответственность?
Это самое настоящее разрушение тех кривых и хрупких опор, которые их психика находит естественным путем. Жертва думает: "Я могу жить дальше, если найду свою ошибку и не буду ее повторять", а "помогатели" ей говорят: "Твоей ошибки нет, с тобой это могло бы произойти в любом случае, потому что в мире есть подонки и они тебя намного сильней".
Для помогателя, который находится в состоянии равновесия, эта идея не кажется такой уж опасной. Он чувствует себя защищенным. Ну подумаешь, есть подонки. Да, есть. А еще есть болезни, стихийные бедствия, старость и автомобильные аварии. Много чего есть в мире, что нельзя контролировать. Вот и подонков нельзя. Но наказывать их и сажать в тюрьму их можно и нужно, так их количество можно сократить.
Вот что думает помогатель, внушая жертве, что она ни в чем вообще не виновата.
А у жертвы состояние острой тревоги и ноги подкашиваются. Если она не может опереться на себя и никакой ошибки ее не существует, значит ей нужно искать опору в ком-то другом. Ей нужен кто-то, кто защитит ее и поддержит, кто скажет ей, как жить, кто хотя бы ненадолго усмирит чувство паники от слетевших настроек.
Настройки надо восстанавливать таким жертвам, а не предлагать свое сильное плечо. Но самодовольные помогатели предлагают свое плечо.
По сути они пользуются беспомощным состоянием жертвы, чтобы убедить ее в том, что она действительно абсолютно беспомощна, но вот лично они сейчас окажут ей помощь и станут ее рулевыми, будут ее направлять и защищать.
Мне это все время напоминает роман де Сада о Жюстине: очередной спаситель превращается в нового насильника.
Какой на самом деле должна быть работа?
Чувство вины должно замениться чувством нормальной ответственности. В этом случае локус контроля встанет в центр и тревога отступит, человек почувствует субъективную безопасность и устойчивость и сможет опять смотреть на мир философски.
Нормальная ответственность - это ответственность не за прошлое, а за настоящее, не за действия другого, а за действия свои.
Как бы там ни было, прошлое - в прошлом. Действия агрессора предотвратить нельзя, тем более в прошлом. Но для деятельности в настоящем открывается огромное поле. Если не пережевывать подробности печальных обстоятельств и не ходить по одному и тому же кругу воспоминаний, можно заняться своим восстановлением. Надо восстановить себя физически и эмоционально, заняться прокачкой ресурсов. Наказание обидчиков - дело законное, но этому не должно быть посвящено все. Иначе произойдет разрушение вместо восстановление. Обидчик будет наказан, а жертва окончательно уничтожена. Важно вырваться из поля прошлых событий и заняться активной деятельностью. Нужно отвлечься от страданий и взять на себя ответственность за свое будущее. Стать сильней в будущем - это и будет лучшей защитой.
Вместо того, чтобы умозрительным путем пытаться убедить жертву в том, что у нее есть защитники, пока она трясется от страха и чувствует себя беспомощной, надо помочь ей перенести фокус внимания и начать прокачку ресурсов. С агрессором необходимо разделение границ - не лезть к нему в голову и пытаться его понять. Он - само по себе. Пусть его судит суд, земной и небесный. С прошлым необходимо разделение границ - вернуться туда нельзя, чтобы что-то поправить, так значит надо убрать оттуда внимание и устремить в будущее.
Почему же психотерапевты никак не хотят услышать Курта Левина, который настойчиво советовал не копаться в прошлом, не зависать на событиях, которые давно прошли, не воспроизводить из в поле и не растить призраков?
И ладно когда речь идет о какой-то приятной ностальгии, но восстанавливать и оживлять эпизоды насилия, пытаясь взять над этим иллюзорный контроль - это какой-то крайний садизм.
Понятно, как снимается чувство вины жертвы? Переносом внимания на свои актуальные задачи. Деятельного внимания, а не созерцательного.
Десятки раз я видела эффект моментального снятия чувства вины в таких случаях.
Комментарии (0)