Продолжу
Сначала хочу показать, как неверный фокус мешает решить спор.
Обсуждая интервью с маньяком, противники и сторонники фокусируются на вопросе, можно ли снимать фильмы про маньяков.
Из-за неверного фокуса дискуссия уплывает далеко от сути конфликта.
Фильмы про маньяков и прочих преступников снимали, снимают и будут снимать.
В искусстве и тем более журналистике нет табуированных тем и не должно быть.
Но есть и должны быть табуированные позиции.
Темы могут быть любые, а вот позиции - нет.
Фильмы про преступников снимать можно. Материал художник и журналист могут брать любой. Позиция проявляется в том, что автор делает с этим материалом.
Романтизировать насилие нельзя.
Оскорблять общественные ценности нельзя.
Какая позиция оскорбляет ценности?
Позиция, при которой автор фильма предлагает обсудить пикантные, эротические и романтические детали насилия, - оскорбительна.
Восхищаться могучей потенцией маньяка, умиляться его влюбленности в жертву, обращать внимание зрителей, как он заботился о своих пленницах и старался устроить их быт в сыром подвале - издевательство над человеческими ценностями.
Скрупулезное внимание эротическим деталям насилия - тоже.
Пляска автора под ручку с маньяком преподносится как "расследование", в результате которого удалось выяснить, что у маньяка нет эмпатии и совести, что он не сочувствует жертвам и не раскаивается в совершенном, что он доволен и горд собой.
Но главным оскорблением является то, о чем я писала вчера.
Автор фильма старается "раскрыть" героя, поддакивая ему и соглашаясь с ним, занимая позицию одобрения.
Тем самым она оскорбляет зрителей, которые смотрят на героя через объектив автора.
Журналист - посредник в диалоге героя и аудитории, уполномоченный представитель.
И что происходит в результате такого посредничества?
Автор весь фильм унижается и унижает всех, от лица кого она ведет интервью.
Нарастающий гнев адресован не столько маньяку, сколько автору, которая выступает в роли его доброй соседки, воркующей с ним на интимные темы.
Каким образом между насилием и сексом появляется знак равенства?
Откуда вдруг всплывает тема романтики?
Как выходит, что трех замученных им в сыром подвале и изуродованных младенцев маньяк сравнивает с детьми бывшей пленницы, рожденными на свободе?
Не над двумя девочками он издевался четыре года, а на пятерыми людьми, трое из которых младенцы, одна малолетняя и одна несовершеннолетняя.
И вот это автор фильма считает подходящим материалом для обсуждения эротики и секса.
Это все равно, как снимая фильм про концлагерь освещать, в каких позах нацисты любили заниматься любовью с узниками, какие узницы им нравились больше, а какие меньше.
А потом невинно дискутировать, можно ли снимать фильмы про концлагеря.
Фильмы снимать можно про все.
Вопрос, из какой позиции.
И когда автор утверждает, что позиции может вообще не быть, это ложь.
Позиция у автора есть всегда. Это тема школьного ЕГЭ. Позиция автора выражается прямо или косвенно, но в любом связанном тексте авторская позиция есть.
Она выражается в том, какие он задает вопросы, на чем акцентирует внимание, как реагирует, что именно уточняет и как.
В обсуждаемом случае позиция - любопытство к сексуально-эротической и даже романтической составляющей преступления.
Именно это и является главным оскорблением.
Вчера я задала вопрос, какое интервью с маньяком было бы в границах.
Четкого ответа никто не дал, поэтому отвечаю сама.
В границах было бы интервью, цель которого - акцент на возмездии за преступление.
Как могло быть построено такое интервью?
Перечисляю некоторые вопросы, а дальше вы тоже попробуете задать вопросы маньяку в границах.
Таких может быть много.
А потом опишите общий принцип таких вопросов, и почему они в границах.
Это самое главное, что надо понять, если мы изучаем тему границ.
- Вы понимали, что окажетесь в тюрьме?
- Вы выглядите очень испуганным на видео допросов. Что вы чувствовали?
- Когда за вами пришли, у вас возникла паника?
- Что, если бы родственники девочек нашли вас до полиции? Что они сделали бы с вами?
- Представьте, что это вас посадил в подвал маньяк. Как вы действовали бы?
- Что дальше? Как вы будете доживать остатки дней в роли неприкасаемого?
- Вы видели ненависть и отвращение своих пленниц? Как вам удавалось не обращать внимание?
- С вами общаются соседи? Как они относятся к вам?
- Ваша мать умерла. Что она думала о вас перед смертью?
- Вы смотрите на себя в зеркало. Кого вы видите там?
Вот - вопросы про эмпатию и про рефлексию. А совсем не те, которые задавала автор фильма.
Чего бы ни ответил на эти вопросы маньяк, в самих этих вопросах заключается позиция.
И эта позиция - в границах. И вопросы - в границах.
Понятно почему? И почему вопросы про сексуальную жизнь и отношение к жертвам - очень далеко от границ?
Основные критерии назовите.
Комментарии (0)